Страница обновлена 14.10.2015

Муниципальное общеобразовательное учреждение Хмельниковская средняя общеобразовательная школа

Страница обновлена 14.10.2015
Муниципальное общеобразовательное учреждение Хмельниковская средняя общеобразовательная школа

Профилактика ПАВ

ПАМЯТКА УЧИТЕЛЯМ

  Уважаемые педагоги!

   Сегодня дети подвергаются опасности приобщиться к употреблению наркотиков   с подросткового возраста. Наркотики употребляют независимо от пола. По результатам статистического исследования, проводимого сотрудниками областной клинической наркологической больницы (ЯОКНБ), к 16 годам 89% школьников знают вкус алкоголя,  а 5 % хотя бы однократно пробовали наркотическое вещество. Первые пробы наркотика обычно происходят в 13-16 лет. Даже однократное употребление может привести  к зависимости от наркотиков!

Каких качеств общество вправе ожидать от учителя, и какие требования предъявлять к нему в плане предупреждения наркомании?

Прежде всего, это понимание им наркомании как тяжелого психо-соматического заболевания, которое легко становится массовым вследствие его «заразности». Наркомания, как и алкоголизм, имеет коллективный характер, передаваясь, подобно эпидемии, от человека к человеку. Наркопотребитель за свою недолгую жизнь наркомана (до 10 лет) приобщает к наркотикам от 10 до 25 человек.

Следующий фактор отношения учителя к наркомании — понимание им того факта, что наркомания — явление преимущественно молодежное. Начало потребления наркотических веществ приходится на подростковый, а иногда даже на младший школьный возраст. Следовательно, приобщение к употреблению  наркотиков  происходит в тот самый период жизни, когда ребенок находится в пределах компетенции учителя и родителей.

По существу, воздействие на наркоманию как общественное явление наиболее экономичным для общества и наиболее эффективным может быть именно через учителя и родителей.

Учитель должен обладать антинаркотической настороженностью, т. е. он должен уметь оценивать те или иные моменты поведения учащегося с точки зрения возможного приобщения к наркотикам. Он должен четко улавливать любые признаки необычности в поведении, настроении, манерах учащихся, темах случайно услышанных разговоров, во внешнем виде. Это может быть и чрезмерная оживленность (время от времени), и периоды пониженного настроения, пассивности, отключенности от происходящего на уроке. Сюда же относится и способность обратить внимание на изменения характера направленности интересов и круга общения подростков. Настораживать должны и факты, когда к кому-либо из учащихся в школу начинают приходить посторонние люди. Каждый  из таких моментов требует пояснения.

Антинаркотическая настороженность учащихся и текущий антинаркотический контроль со стороны учителя должны подкрепляться антинаркотической ответственностью — небезразличием. Все отмеченное следует уметь своевременно распознать не только у учащихся своего класса, но и у любого из учеников школы в различных ситуациях.

Важно обращать внимание на изменения, которые, возможно, происходят в классе после прихода в него нового ученика. Если что-то изменилось, следует обязательно выяснить: что именно? Иногда он может оказаться наркопотребителем и начать вовлечение  в потребление наркотиков многих из числа своих одноклассников. Таких случаев немало. Заслуживает внимания и появление в классе каких-либо новых группировок, когда учащиеся на переменах с какого-то периода начали держаться группой в стороне от прочих и постоянно что-то обсуждать.

Наркомания отличается от других заболеваний тем, что при ней нет процессов, которые вели бы к выздоровлению. Напротив, в ходе ее все более закрепляются механизмы, способствующие ее дальнейшему развитию. Формирование этого заболевания происходит буквально у всех на глазах и по существу имеет общественный характер не только в силу его социальной значимости и опасности, но и потому, что наркотическое заражение происходит почти всегда в процессе общения. По сути дела, наркомания весьма успешно эксплуатирует эту сторону человеческой деятельности, подчиняя ее своей природе.

Зная начальные признаки приобщения к употреблению наркотиков, их можно выявить, наблюдая за поведением того или иного человека в различных ситуациях. К их числу относятся:

• оживление при упоминании о наркотических веществах;

•  одобрительные рассказы о наркотиках и потребляющих их людях;

•  демонстрация своей информированности о «преимуществах» одного из них над другими;

•  утверждения о «модности» и «современности» потребления того или иного вещества с целью изменения настроения;

•  некие жаргонные выражения.

При общении с учащимися необходимо оценивать степень их информированности  в отношении губительности потребления наркотических веществ, правильности понимания ими наркомании как тяжелого заболевания. Необходимо оценивать также, не подвергаются ли учащиеся давлению с чьей-либо стороны в пользу потребления наркотиков. Необходимо обращать особое внимание на возможных неформальных лидеров класса, вести с ними отдельную работу. Следует также находить учащихся с твердыми установками на здоровый образ жизни и всячески поддерживать их авторитет.

Учитель должен быть готов к анализу любого факта, любой ситуации, которую могут вынести на рассмотрение сами учащиеся. Ведь обсуждение между ними той или иной наркотической или антинаркотической информации нередко сопровождается спорами и выяснением различных, даже мелких, деталей вопроса. Учитель должен быть способен к педагогически верному разъяснению любого вопроса из этого круга. Антинаркотическая информация может быть дана учащимся во время занятий со всем классом в специально отведенное время или же в личной беседе. Это может быть краткая информация на уроке  в связи с обсуждением какого-либо другого вопроса. Это может быть доверительная беседа     с 1—2 учениками, рассчитанная только на них или же, напротив, на то, что они передадут ее содержание другим, поделятся полученной информацией с товарищами.

Полезно предлагать учащимся для анализа проблемные ситуации, акцентируя в них неуклонную последовательность событий, ведущих от первой пробы наркотического вещества к полному наркотическому рабству. И при этом очень важно постоянно помнить и сознавать: самого по себе знания опасности наркотических веществ недостаточно для того, чтобы предотвратить начало их потребления, и поэтому необходимо учить учащихся не проявлять уступчивости в ситуациях, когда на них оказывается наркотическое давление. Учащийся должен уметь реализовать и отстаивать свои антинаркотические взгляды в любых условиях, никогда не поддаваясь предложениям, которые в иных случаях срабатывают   в пользу приобщения к наркотикам.

Квалифицированную, бесплатную помощь врачей-наркологов, психотерапевтов, психологов, специалистов по социальной работе можно получить по адресам:

Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Ярославской области

150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, 79; телефон: (4852)- 21-22-43; 72-20-20 (круглосуточно).

Ярославская областная клиническая наркологическая больница

г. Ярославль, ул. Кудрявцева, 10,

(4852)-72-14-22

Городской центр психолого-медико-социального сопровождения, диагностики и консультирования школьников

150014, г. Ярославль,

ул. Б. Октябрьская, д. 122, тел.:  (4852) 21-71-93

ППМС «Доверие» Дзержинского района

150044, г. Ярославль, ул. Пионерская, д. 19,  

тел.:  (4852) 55-66-91

Центр диагностики и консультирования «Доверие»

152020, г. Переславль-Залесский,

ул. Свободы, д.40,  тел.:   (48535)  3-20-12

МОУ центр психолого-медико-социального сопровождения   детей

152155, г. Ростов, ул. Фрунзе, д. 22-а,  

тел.:  (48536)  6-25-61

Городской центр психолого-медико-социального сопровождения и диагностики школьников «Гармония»

152613, г. Углич, ул. Никонова, д. 17,  

тел.:  (48532) 5-05-11

Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям   «Стимул»

152300, г. Тутаев, пр-т. 50-летия Победы, д. 23,

 тел.: (48533)  2-15-60

МОУ центр психолого-медико-социального сопровождения г. Гаврилов-Яма

152240, г. Гаврилов-Ям, ул. Калинина, 4,

тел.:  (48534)  2-16-77

Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям 

152850, г. Пошехонье-Володарск,

пл. Свободы, д. 8,  тел.:  (48546)  2-32-09

Даниловский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции для несовершеннолетних

 

152070, Ярославская область, г. Данилов, ул. Набережная, д. 62, тел.: (48538) 5-07-73

Центр психолого-медико-социального сопровождения (приют) г. Ярославля с отделением реабилитации и коррекции для детей с зависимостью от ПАВ и наркотиков

150052, г. Ярославль,  ул. А. Невского, д. 7-а

тел./факс: (4852)55-36-83

ГОУ ЯО «Институт развития образования»

 

Центр содействия укреплению и сохранению здоровья участников образовательного процесса

(4852)21-92-36

ГОУ ДОД ЯО «Центр развития творчества детей и юношества»

 

Информационно-методический центр по вопросам профилактики злоупотребления ПАВ среди обучающихся учреждений НПО

(4852)-73-26-18

ГОАУ ЯО  «Центр детей и юношества»

 

Методический отдел

(4852)-55-66-04