Наставничество
В декабре 2019 года дан старт внедрения Целевой модели наставничества в субъектах Российской Федерации в ходе реализации федеральных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование».
Внедрение Целевой модели наставничества осуществляется в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные, дополнительные общеобразовательные и программы среднего профессионального образования. Региональным наставническим центром определен Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов – структурного подразделения ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования».
Внедрение Целевой модели наставничества на территории Ярославской области осуществляется на основании Распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации № Р-145 от 25.12.2019 г., приказа Департамента образования Ярославской области № 33-нп от 29.07.2022 «Об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования в Ярославской области».
Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся».
Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.
Нормативно - правовое обеспечение
Федеральный уровень
- Письмо Министерства Просвещения РФ №АЗ-1128/08, Профессионального союза работников народного образования и науки РФ №657 от 21.12.2021 г. "Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях"
- Указ президента РФ от 21.06.2022 г. "О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника"
- Концепция развития наставничества в Российской Федерации (одобрена Решением президиума ФГБУ Российская академия образования от 29.06.2023)
- Распоряжение Минпросвещения России от 25 декабря 2019 г. № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»
Региональный уровень
Муниципальный уровень
- Приказ Управления образования администрации Ростовского муниципального района Ярославской области от 22.07.2022 г. № 457 "Об утверждении муниципального проекта"
- Приказ Управления образования администрации Ростовского муниципального района Ярославской области от 19.12.2022 г. № 752 "О возрождении системы наставничества в образовательных организациях Ростовского муниципального района"
Уровень образовательной организации
- Электронный документ:
Положение о системе наставничества педагогических работников МОУ Хмельниковская СОШ - Реестр наставников в МОУ Хмельниковская СОШ
Методическая информация
- Анкета для определения уровня теоретических и практических знаний, умений и компетенций учителя, необходимых в педагогической деятельности
- Карта индивидуального образовательного маршрута педагога
- Опросный лист для первого этапа мониторинга программы наставничества
- Опросный лист для второго этапа мониторинга программы наставничества
- Шаблон персонализированной программы наставничества
- Согласие наставника на выполнение наставнических обязанностей
- Согласие наставляемого на закрепление за ним наставника
- Организация наставничества в образовательной организации (чек-лист)
Партнеры реализации программы наставничества
Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ярославской области «Институт развития образования»
Адрес: 150014, г. Ярославль, ул. Богдановича, д. 16
Секретарь руководителя: Виноградова Елена Сергеевна
Телефон (4852) 23-06-82, каб 207,
Телефон/факс (4852) 23-09-56
e-mail: yar.iro@yarregion.ru
Официальный сайт: http://www.iro.yar.ru/index.php?id=3235
Методический центр Ростовского МР
Руководитель: Запруднова Ирина Николаевна
Адрес: 152150, г. Ростов, Ярославская область, 1-ый микрорайон, д. 27, кабинет № 5
Телефон: 8(48536)6-43-80
Электронная почта:meto-centr@mail.ru; mc-rostov@yandex.ru
Сайт: http://mc-rostov.ru
МУ Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Содействие"
Адрес: Ярославская область, г. Ростов, ул. Фрунзе, д.22а
Тел/факс: (48536) 7-41-81 e-mail: zentr.rostov@yarregion.ru
Официальный сайт: https://rostzentr.edu.yar.ru
Директор: Мария Павловна Бланк